Главная » Малыш от 3 до 5 » Раннее обучение
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ. ПЕРВЫЙ СЧЕТ КОГДА ЖЕ ОН НАЧНЕТ ЧИТАТЬ?! ГОТОВИМСЯ К ПИСЬМУ С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ. ПЕРВЫЙ СЧЕТУже в 3 года многие малыши умеют считать в пределах 3 – 5, а некоторые – в пределах 10, знакомы с понятиями "один", "много". Четырехлетние дети с удовольствием пересчитывают предметы на прогулках, рассматривая иллюстрации, рисуя. В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1 до 10, но и "наоборот" – от 10 до 1. Он с удовольствием примет участие в игре “Считай дальше” (взрослый бросает мяч и говорит “один”, малыш, поймав мяч, отправляет его обратно и продолжает счет). Очень полезной будет игра “Найди соседей” (у числа 2 “соседи” – 1 и 3. Как ты думаешь, какие “соседи” у числа 3?) Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами. Вырежьте небольшие квадратики из картона и напишите на каждом число от 1 до 10. Предложите ребенку “правильно” выложить карточки (по порядку). Малышу понравится игра “Какое число потерялось?” (попросите его закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, ребенок должен определить, какого же числа не хватает). Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них малыш с удовольствием построит “числовые ступеньки”, по которым пройдет любимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (такой счет в результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.) Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, после какого и перед каким числом его называют при счете. Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется из предыдущего и еще одной единицы (разумеется, эта формулировка – для родителей, а не для запоминания детьми). Предложите игру “Сколько стало?” Пусть малыш посадит на коврик три игрушки, а вы – еще одну. Спросите, сколько их стало. Обратите внимание ребенка на то, как получилось четыре игрушки (к трем прибавили один). Очень полезными будут игры, в ходе которых дети учатся получать большее число из двух меньших (как мы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков, если все не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4 кубика, а затем перевезти еще 1. Или сначала – 3, а потом 2 и т.д.) Решая подобные задачи, ребенок усваивает состав чисел первого десятка. Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте в вазы цветы (Как мы можем разложить 9 яблок на 2 тарелки? Как 10 цветов можно расставить в две вазы?) Создавайте всевозможные игровые ситуации – и через некоторое время ваш малыш, не задумываясь, расскажет, что число 6 можно получить, если к 5 прибавить 1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3. При изучении состава каждого числа можно использовать такие игры: “Найди пару” (назови любое число до 10. Ты выбрал 8? Теперь я возьму одну карточку с цифрой, а ты подбери другую так, чтобы наши числа при сложении образовали число 8.) Можно использовать также устный вариант этой игры. “Дополни число до...” (число, которое я назову, нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки, кружочки и т.д.) Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий без опоры на наглядность.
Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшими примерами на сложение и вычитание, с задачами на нахождение суммы и разности. 1. К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья. Сколько всего птичек собрались пообедать? (Задача на нахождение суммы.) 2. У зайчика было 4 морковки. Он съел 1 морковку. Сколько осталось? (Задача на нахождение разности.) Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием “задача”, ее структурой. Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Пусть малыш сам научится составлять задачи, предлагая решить их вам и другим детям. Обращайтесь к нему с просьбой придумать задачу, скажем, с числами 3 и 2. Поиграйте в игру “Найди задачу”. (В предложенном вами рассказе должна содержаться задача, а ребенок ее “находит”, отличая от загадок и просто вопросов.) Для решения можно ввести новые виды задач, например: 1. У Алеши было 5 красных кубиков, а синих – на 1 меньше. Сколько синих кубиков у Алеши? 2. На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва. На сколько больше тигров, чем львов? Производя вычисления в ходе решения задач, дети могут пользоваться фишками (они заменяют предметы, о которых говориться в задаче). Фишками послужат вырезанные из картона квадратики, кружочки и т.п. Теперь поговорим о сложении и вычитании в пределах 10-ти. Малыш получает достаточное количество устных упражнений в ходе изучения состава чисел и решения задач. Кроме этого, нужно познакомить ребенка с понятиями “сумма”, “разность”, знаками “плюс”, “минус”, “равняется” и научить “записывать” примеры. Малыш еще не умеет писать, но он может “выложить” их при помощи изготовленных вами или купленных карточек (цифры и знаки). Занимаясь с ребенком, играйте в “школу”, причем вы должны выступать как учителем, так и учеником. Не забудьте записать в ученики любимого медвежонка, куклу Барби и всех желающих членов семьи. Бабушка вашего малыша наверняка обрадуется, если строгий “учитель” поставит ей “пятерку” за правильно выполненное задание. Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное – вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу. Избегайте перегрузок при обучении, не ждите, когда ребенок устанет или ему станет скучно. “Урок” лучше закончить до того, как познавательная активность малыша начнет падать. Определить это очень просто: если в конце занятия ваш ребенок просит “еще немножко посчитать” – вы на верном пути.
КОГДА ЖЕ ОН НАЧНЕТ ЧИТАТЬ?!Практический аспект методики Н.А. Зайцева. Для тех, кто прошел половину пути и остановился в нерешительности. Критический рубеж. Вы прошли вместе со своим ребенком-дошкольником большой отрезок пути в направлении обучения чтению по методике Н.А. Зайцева. Освоены кубики и таблицы. Ребенок достаточно быстро (часто уже и без вашей помощи) находит нужный кубик, а на нем - нужный склад... Все бы хорошо, но вот озвучить этот склад, ответить на вопрос что же здесь написано, то есть именно прочитать конкретный склад (или короткое слово), он еще не может. Кто-то спокойно и терпеливо будет продолжать игры-занятия, основываясь на интересе своего ребенка, не торопя события. А кто-то будет упорно добиваться скорейшего перехода непосредственно к чтению, постоянно задавая вопросы что это? что здесь написано?, удивляясь при этом, что ребенок почему-то резко теряет интерес к занятиям. Почему это происходит? Как продолжать занятия? Как не совершить ошибок, стремясь к столь желанному конечному результату - самостоятельному чтению?
Родители в недоумении: в чем же дело? Естественно, у них в этой ситуации возникает примерно такой ряд вопросов: "Не работает методика? Или ребенок такой "непонятливый"? Или делаем что-то не так?" "Всё знает, а читать не хочет", - вздыхая, говорят взрослые. И часто добавляют при этом: "Ленится, наверное". Ребенок ваш всё прекрасно понимает. И вы на верном пути. И методика работает. Понятно ваше естественное желание ускорить (подтолкнуть) этот процесс, но слово "ленится" в данном случае совершенно неуместно.
Если вы внимательно прочли все методические рекомендации (см. книгу Н.А.Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" или методическую брошюру, входящую в состав комплекта кубиков), то, конечно же, помните, что одно из основных положений методики Николая Александровича - ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. Действительно, ПИСАТЬ, то есть переводить звуки в знаки (кубиками, указкой по таблице или карандашом на листе бумаги), ребенку гораздо легче, чем непосредственно ЧИТАТЬ, то есть озвучивать написанные знаки. Именно поэтому мы пишем много-много слов вместе с малышом, а затем их читаем. Почему такой путь легче? Потому что у ребенка нет и не может быть при таком подходе психологического барьера, неуверенности в собственных силах - он ведь уже заранее знает, какое это слово, ведь он только что писал его вместе с вами и неоднократно произносил. А так как письмо и чтение процессы зеркальные, то и переход непосредственно к чтению при таком подходе будет плавным, естественным, как нечто само собой разумеющееся. И это произойдет непременно, когда количество накопленной информации и практического опыта перейдет в качество.
Есть два очень важных стратегических вопроса. От умения задавать их в правильной последовательности, во многом зависит успешность ваших усилий, направленных на обучение чтению. Это вопросы ГДЕ? и ЧТО ЭТО? Вопрос "где?" сродни приему письма (в методике Зайцева), а вопрос "что это?" требует гораздо больших усилий от ребенка, он требует от него прочитать данный склад или слово. Ответить на вопрос "где?" ребенку гораздо проще, а затем он сможет ответить и на вопрос "что здесь написано?" Пример. Вы вместе отгадали загадку: "В дупле живет, да орешки грызет". Это белка. Написали слово кубиками. Прочитали. Слово знакомо. А теперь спросим: где "КА"?, где "БЕ"?, где "Л"? Конечно, ребенок помнит всё слово. А вот найти и показать в нем отдельные склады - труднее. Придется искать, а значит, читать. Затем спрашиваем: "что это?", показывая на любой склад. Вы и сами заметите, что такой путь гораздо продуктивнее. Очень помогает процессу выхода в чтение следующий прием. Склеим 4 - 5 листов бумаги или достанем из своих запасов рулон обоев, который "на всякий случай" вы сохранили после ремонта. На глазах у ребенка вы будете писать толстым фломастером крупными буквами сначала простые короткие слова, в том числе знакомые имена, и тут же сами будете их читать, выделяя маркером ударный склад в слове и обращая на это внимание ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем короче слова и тем меньше количество слов. Сначала это могут быть любые слова, а затем и слова на определенную тему. Рулоны можно раскатывать на полу, можно повесить на гвоздик, как плакат. Читаем ребенку все написанные слова (пусть вначале это будет 5 - 6 слов). "Где слово ЗИМА, в нем "-ма" выделено? Правильно. Что выделено? (ма). А прочтем все слово?" Почему бы и не прочитать? Поможем. Вариантов игр с написанными словами великое множество. Можно вместе искать и читать только выделенный ударный склад в каждом слове. Ищем второе слово сверху или третье снизу. А где же спряталось слово, в котором выделен склад "СА" (лиса)? Молодец, нашел! Что же это за слово? Читаем вместе. Можно искать среди слов только имена девочек или только имена мальчиков, только цветы или только животных. Все зависит от интересов ребенка на данный момент бытия. Таких плакатов-рулонов может быть несколько в разных точках комнаты или квартиры.
Конечно же, играем. В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Ошибка взрослых - в их неуемном желании (а порой и в неразумном и необоснованном требовании), чтобы ребенок читал: "Буквы знаешь, слова из кубиков складываешь - читай скорее!!!" А если он еще не готов к этому? Вы замечали, как сразу замыкается в себе малыш, если вы настаиваете на чем-то, что он еще не очень-то умеет делать и не может соответствовать вашим ожиданиям? Понятно разочарование малыша: разве это игра? А если у ребенка еще недостаточно опыта и уверенности, то прямо поставленный вопрос-требование отбивает охоту продолжать игру, потому что в таком случае все это нужно уже не самому малышу, а взрослым. Да и не игра это вовсе, а принуждение.
Набраться терпения и продолжать писать кубиками, по таблице, на бумаге слова, много слов и вместе читать, озвучивать их. Помнить о стратегии наших вопросов. Не отказывать в помощи, если видим, что ребенок не уверен в своих силах и нуждается в вашей поддержке. Что мы тем самым делаем? Правильно - продолжаем накапливать информацию и практический опыт письма и чтения. Не принуждайте к чтению. Как только произойдет определенный качественный скачок, ребенок и сам не сможет скрыть от вас своего умения. Но если ребенок еще не готов прочитать склад или слово, не огорчайтесь. Помните: отступление - замечательный тактический ход в родительской педагогике.
ГОТОВИМСЯ К ПИСЬМУПисьмо является сложной формой речевой деятельности. В процессе письма принимают участие различные анализаторы, между которыми устанавливается тесная связь. Западные исследователи считают, что межанализаторная интеграция достигает наибольшего развития у детей в возрасте 6 — 8 лет. С этого периода зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и формирования графомоторных навыков. Было бы неразумно упускать возможность использования периода с 6 до 7 лет для подготовки дошкольников к письму. У взрослых людей письмо осуществляется автоматизировано, а для первоклассников овладение письмом — непростая задача. Обязательными условиями перевода устной речи в письменную являются достаточный уровень сформированности зрительного и слухового анализа и синтеза, пространственных представлений, двигательных функций руки. Если учесть, что стадия поэлементного написания букв в первом классе свернута до минимума, система графических упражнений в букварный период не разработана и уже с первых недель от детей требуют «безотрывного» написания слов, вопрос о необходимости подготовки старших дошкольников к письму встает очень остро. Кроме того, количество детей с речевой патологией неуклонно растет, а для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письменной речи. А несформированность графомоторных навыков может служить причиной моторной или кинетической дисграфии.
КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ? КАКИМИ ПОСОБИЯМИ И ПРОПИСЯМИ СЛЕДУЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ? Учитывая то, что буквы рукописного шрифта — это различные комбинации определенных элементов, нужно помочь ребенку избежать специфических ошибок — смешения букв по кинетическому сходству (о — а, б — д, и — у, У — Ч, п — т, П — Т, л — м, Л — М, х — ж, ч - ъ, Г — Р, н — ю, и — ш, л — я, Н — К, а — д). Подготовка ребенка к письму должна включать в себя комплекс профилактических и коррекционных мер. А для этого педагогам и родителям необходимо правильно выбрать прописи для дошкольников. Каким же требованиям они должны отвечать?
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУРано или поздно перед родителями, которые хотят дать ребенку хорошее образование и, по возможности, снабдить вожделенной “путевкой в жизнь”, встает вопрос: когда лучше начать обучение иностранному языку. Поскольку ситуация сейчас такова, что учить ли языку или нет – вообще не вопрос, то выясняем конкретно КОГДА. В два, в три года? Позже, раньше? Да когда же?! А на этот счет есть несколько теорий. Одна из них гласит, что ребенка стоит приучать ко второму языку с рождения, имитируя обстоятельства, в которых вырастают билингвы. Известно, что в семьях, где одинаково говорят на двух языках, ребенок автоматически становится носителем двух этих наречий. Ведь в нежном возрасте он воспринимает оба языковых потока как само собой разумеющееся и учится оперировать языковыми структурами одновременно. Все бы хорошо, да есть неувязка: одно дело – естественное приобщение к языку, “родному” для одного из родителей, а другое – нарочитое говорение родителей, не “сроднившихся” с языком и к тому же не обладающих педагогическими навыками. Как правило, такой номер не проходит. Впрочем, практика показывает, что популярность этого метода растет. Только в несколько ином варианте: приглашается няня с проживанием – профессиональный педагог, специализирующийся на совсем малютках. Есть такие педагоги и в специализированных центрах дополнительного образования, где уроки на иностранном языке даются детям уже от года. Но здесь опять же возникает сложность. В этот период, как правило, ребенок начинает активно осваивать родной язык. Если до этого был период “накопления капитала”, то есть вслушивание в язык, понимание и запоминание, то к году-двум возникает потребность уже говорить. И если в этот период – довольно напряженной умственной деятельности, к слову сказать – загрузить дитя еще и дополнительной языковой практикой, можно серьезно “насолить” и ему, и себе. Ведь может статься, что ребенку не только не хватит сил учить “чужой” язык, но и это дополнительное обучение повредит “родному” языку ( в первую очередь, иностранная фонетика может сказаться на произношении, артикуляции и т.п.). Кроме того, известно, что в 2 - 3 года способность ребенка усваивать сложные языковые законы меньше, чем в 5 лет. Да и просто запоминать и учиться (пусть даже понемногу) у двух-трехлетнего малыша меньше: то, что пятилетке дается за два-три занятия, ему удастся за пять-шесть. Зачем, спрашивается, тогда мучить ни в чем не повинное чадо? Надо всего-то подождать пару лет. Итак, наиболее подходящий возраст для эффективного приобщения к языку – 4 - 5 лет. С этим определились. Теперь возникает вопрос – как и где. Понятно, что основой занятий в этом возрасте должна быть игра, в процессе которой не только заучиваются новые слова, но и идет приобщение к мелодике языка, разыгрываются различные сценки общения (так называемые “ролевые игры”), происходит знакомство с культурой страны, язык которой изучается, с новыми друзьями-героями (как правило, персонажами иностранных книжек). И в этом контексте родителям стоит, прежде всего, задуматься, смогут ли они сами преподать ребенку язык на этом уровне или же следует обратиться к профессионалам. Практика показывает, что абстрагироваться от того, что занимаешься с собственным ребенком, довольно сложно. Но это почти всегда необходимо, хотя бы потому что ребенок должен чувствовать авторитет преподавателя, понимать, что занятия языком – дело ответственное. Что это именно дело, а не обычная игра с папой-мамой. Вот такой парадокс: учить надо играя, но не заигрывая с ребенком. Если вы на это способны – просто замечательно! Не будет психологических проблем, не будет претензий к системе преподавания (какие часто бывают, если педагога нанимать), не будет проблем со временем и местом занятий, а также всегда можно будет контролировать степень усталости маленького ученика и вовремя реагировать на форс-мажорные обстоятельства (мало ли что…). Если же кажется, что по какой-либо причине на роль строгого, но справедливого педагога вы не тянете, не отчаивайтесь – есть масса других вариантов: репетиторы, детские центры, языковые курсы. Ваш ребенок не останется “без языка”, уж поверьте!
%05.%07.%2006 Последние статьи в разделе Малыш от 3 до 5:
|
Обсуждения (1) |
Re: Раннее обучение
Гость - %25.%02.%2007 %14:%0 |