Главная » Малыш от 3 до 5 » Детский сад
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям. Во-первых, надо помнить, что до 2 - 3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2 - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Кстати, мальчики 3 - 5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7 - 10 дней, в детском саду в 3 года - 2 - 3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным. Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать? Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика. Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
ЧТОБЫ ПОХОД В ДЕТСКИЙ САД НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В ДРАМУ...Многих неприятностей можно избежать, если начать готовить малыша к походу в детский сад заранее, а в первые, особенно ответственные, дни проследить за тем, чтобы начало общественной жизни не стало для маленького человечка тяжким испытанием.
АДАПТАЦИЯ: БОЛЕЗНИ ПО КРУГУ?Именно на первый год посещения ребенком детского сада приходится самое большое количество детских болезней. Этот факт даже получил название «синдром детского сада». Попадая в дошкольное учреждение, даже самые здоровые дети начинают болеть, и это естественно. У ребенка расширяется круг общения, а следовательно, и увеличивается риск подхватить инфекцию. По медицинской статистике дети, впервые поступившие в ясли или сад, заболевают ОРЗ на 5 – 7-й день. И дело здесь не в том, что за ребенком плохо смотрят – это нормальная реакция ослабленного нервными переживаниями организма. Избежать «синдрома детского сада» практически невозможно. Но и ждать, пока ребенок переболеет всеми существующими болезнями, не стоит. Для этого необходимо правильно подготовиться к детскому саду и не забывать о простейших мерах профилактики. ПОДГОТОВКА Самое удобное время для подготовки к саду – лето. Используйте его максимально. Обязательно, при любой возможности, увозите ребенка из города. Свежий воздух и чистые «живые» продукты с грядки делают чудеса. На даче или на море следите за тем, чтобы малыш как можно больше ходил босиком. Всем известно, что массаж рефлексогенных зон стопы повышает иммунитет, нормализует работу внутренних органов, напрямую действует на глоточное лимфоидное кольцо, соответственно, зимой малыш будет меньше простужаться. Конец лета и начало осени – время, когда организм запасается витаминами. «Накопить» на зиму водорастворимые витамины С, РР, группы В не получится, но возместить образовавшийся за год дефицит вполне возможно. Даже трехлетним малышам полезно устроить несколько разгрузочных дней: только арбуз – огромный, сладкий – и не давайте никакой другой еды, если ребенок сам не попросит. Праздник жизни – «пью и писаю». Кроме того, родителям следует менее формально и более внимательно относиться к процессу диспансеризации. Перед оформлением в детский сад необходимо показать ребенка следующим специалистам: педиатру, хирургу, невропатологу, офтальмологу, ЛОРу, кардиологу, ортодонту или стоматологу, иммунологу, логопеду и психологу. Отдельно стоит сказать о вакцинации. Все прививки должны быть сделаны за месяц до оформления в детский сад, еще лучше – раньше. Иначе время адаптации совпадет со сроком выработки постпрививочного иммунитета, который требует огромного напряжения и сил. Не отказывайтесь от прививки против гриппа. Она способна надежно защитить ребенка от инфекции в самый разгар эпидемии. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В качестве профилактики ослабления иммунитета можно использовать поливитаминные препараты: «Мульти-Табс», «Юникап», «Центрум». Хорошим общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты, например, «Фаворит» и «Пангамин». Поливитаминные и дрожжевые препараты особенно нужны осенью и весной, когда происходит естественное ослабление иммунитета. Без изучения иммунного статуса в холодное время года ребенку можно пропить 2 – 3 курса растительных адаптогенов – женьшеня или элеутерококка. Чтобы не заболеть во время эпидемии вирусных заболеваний, кроме витаминов и адаптогенов, хорошо принимать гомеопатические лекарственные средства: «Грипхель», «Антигриппин», «Инфлюцид». Для детей, которые часто болеют отитами, ангинами, бронхитами, существуют препараты, защищающие от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки, клебсиеллы. Это «Рибомунил», «Бронхомунал», «ИРС19». Правда, подбор схемы профилактики в этом случае лучше доверить врачу. Если в семье кто-то заболел, разложите в квартире мелко нарезанный или давленый чеснок на блюдечках. Можно его положить и в предварительно ошпаренный заварочный чайник и дать малышу подышать через носик. Полезно попить «Тонзилгон» или «Антисептин». Ингаляции противовоспалительных трав – зверобоя, шалфея, эвкалипта или ингаляции прополиса – тоже увеличат защитные силы организма. Можно использовать готовые препараты – масла, растворы и настойки – эвкалипта, прополиса, пихтового масла, «Эвкабал», «Доктор МОМ», «Бронхикум». Самый удобный ингалятор – российский ультразвуковой «Муссон». И самая главная профилактика частых простуд – дать ребенку побыть недели две в тепличных домашних условиях, восстановиться от перенесенного заболевания, а не вести его в садик после исчезновения видимых симптомов болезни. Если малыш в течение года часто болел, то стоит пройти полное обследование или хотя бы сделать анализ крови, определить иммунный статус, показать кроху ЛОРу и стоматологу. Если врачу удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, то следующий год пройдет легче, с минимумом болезней.
%05.%07.%2006 Последние статьи в разделе Малыш от 3 до 5:
|
Обсуждения (2) |
Re: Детский сад
Гость - %17.%06.%2008 %16:%1 ъээх.ззю
Re: Детский сад
Гость - %13.%05.%2008 %23:%1 Конечно все рекомендации в разделе Чтобы поход...не превратился в драмму замечательные, но воплотить их сложно. И если посмотреть группу вместе еще возможно, то находиться с ребенком маме никто не разрешит, так же как и приносить личные игрушки. Все рекомендации спорны т. к. это о-о-очень индивидуально. |